ВизаВиза Переводчик, разговорник, уроки греческогоПеревод ЮристАдвокат-юрист КомпанияКомпания ДоверенностьДоверенность СертификатСертификат АпостильАпостиль КурьерКурьер НотариусНотариус БукетБукет ВизаШенген Свадьба и регистрация бракаСвадьба
Кипрский флагCY +357-96-38-39-40      Российский флагRU +7 965 2 38-39-40      Украинский флагUA +38-073-738-39-40     WhatsApp WhatsApp     Messenger Messenger     Отправить сообщение Сообщение     email 24glo.ru@gmail.com

Античный Курион на Кипре.

Курион (греч. Κοριον) – античный город на берегу залива Эпископи. Сейчас на этом месте никто не живет, но Курион стоит памятником древних цивилизаций, и когда ходишь по развалинам римских терм или смотришь на фрески гладиаторского дома, в ушах звучит шепот столетий.

Куриум (Курион) когда-то был одним из самых могущественных городов-государств Кипра. Руины города находятся всего в нескольких километрах к западу от Лимасола, на крутом утесе, откуда открывается великолепный вид на лазурную гладь моря, светло-зеленые квадратики полей и римский амфитеатр.

Древний Курион - самая известная археологическая достопримечательность Кипра, древнейший город.

О Курионе упоминал еще древнегреческий историк Геродот. Источников, рассказывающих о Курионе и его строительстве, не так уж и много. Геродот отметил только то, что античный город построили ахейские колонисты из Аргоса, как их называет Гомер «ременно обутые аргивяне».

Впрочем информация о греках-строителях уже не удивляет. Как и почти все города-королевства древнего Кипра, Курион был основан в XII веке до н.э. микенцами (греческие воины), которые принимали участие в Троянской войне и по каким-то причинам не смогли или не захотели возвращаться домой. За свою долгую историю он принадлежал грекам, римлянам, византийцам.

Древний Курион - древнейший античный город-государство Кипра. Основан в глубокой древности неолитического периода - во 2 в. до н. э. и являлся центром культа Аполлона, а в дальнейшем резиденцией христианских епископов.

Это один из наиболее значительных археологических объектов острова, еще до конца не исследованный учеными.

Курион был одним из многочисленных городов-государств античного Кипра. В пору расцвета его население составляло около 20 тысяч человек, что по античным меркам очень много.

Начало заката Куриона, как одного из основных городов-государств острова, по-видимому, положило разрушительное землетрясение IV в., а окончательно люди ушли отсюда в VII в., спасаясь от арабских завоевателей. В середине XIX века огромное количество исторических ценностей было вывезено с острова иностранцами.

Мозаики Куриона

Курион славится хорошо сохранившимися мозаиками, которые украшают пол его величественных вилл.

На месте бывших домов и римских бань (терм) античного города сохранились удивительные по красоте мозаики.

Изображения на них рыб и птиц - символов раннего христианства доказывают, что жители Куриона приняли христианство приблизительно в 4 в. н.э.

Экскурсия по Куриону

Развалины античного города Куриона находятся на крутом 70-метровом утесе, откуда открывается удивительно красивый прибрежный пейзаж. В древние времена высокий крутой утес служил не только эстетическим целям, но и являлся непреодолимой преградой для врагов.

Вид на море и утес в Курионе возле Лимассола на Кипре
увеличить

вид на море и утес

Театр Куриона

В 1949 - 50 годах во время раскопок в Курионе был обнаружен древний театр. Театр Куриона возвели во II в. до н.э., а спустя 400 лет значительно усовершенствовали и расширили. Первоначально это был относительно небольшой театр, на сцене которого ставились классические трагедии Эсхила, Софокла и Еврипида, а также комедии Аристофана. Театр вместе с Курионом пережил серию землетрясений в 77 году нашей эры, но был восстановлен и опять расширен до его настоящего размера. Вся конструкция состояла из массивных блоков известняка.

амфитеатр в Курионе возле Лимассола на Кипре
увеличить

амфитеатр в Курионе

Театр размещал примерно 3500 зрителей, здание театра украшали спиральные колонны.

места для зрителей в амфитеатре в Курионе возле Лимассола на Кипре
увеличить

места для зрителей в амфитеатре

Театр использовался до середины второй половины VI века н.э., пока не был окончательно разрушен землетрясениями. Театр, как и Курион, был заброшен и разворован. Большинство зрительских мест, украшения проходов, великолепная конструкция сцены и удивительная колоннада исчезли.

вид на амфитеатр в Курионе возле Лимассола на Кипре
увеличить

вид на амфитеатр

В 1961 году амфитеатр был полностью восстановлен. Несмотря на то, что ему не хватает былого шика, театр вполне функционален. В настоящее время в летние месяцы в театре устраиваются представления греческой трагедии.

Можно походить по ступенькам, спуститься на сцену, встать в центр и похлопать в ладоши, чтобы убедиться в отличной акустике.

Дом Еустолиуса. Жилище Эвстолия (Eustolios House)

Интерес представляют развалины "общественного дома" - дома Еустолиуса, датированного VII веком н.э.

Дом Эвстолия (вернее то, что от него осталось) находится совсем рядом со входом и накрыт крышей, которая защищает уникальные мозаики от непогоды.

Крыша над Домом Еустолиуса. Жилище Эвстолия
увеличить

Крыша над Домом Эвстолия

Расположенный к востоку от театра Дом Евстолиоса, вероятно, относится к началу 5-ого столетия нашей эры и берет свое название от надписи, указывающей, что строил его некто Евстолиос.

Вестибюль у входа украшен мозаикой с приветственной надписью.

Дом Эвстолия. Мозаика с приветственной надписью
увеличить

Мозаика с приветственной надписью

Украшены мозаиками также три портика и комплекс бань на северной стороне. Дом, как полагают, первоначально предназначался для жилья, но после строительства бань и дополнительных мозаичных полов был, вероятно, открыт для посещения широкой публикой.

Дом Эвстолия. Бани
увеличить

Бани в Доме Эвстолия

Комплекс зданий был построен из известняка и насчитывал более 30 различных помещений, включая несколько бассейнов для купания.

Развалины помещений в Доме Евстолиоса
увеличить

Развалины помещений в Доме Евстолиоса

Сейчас от былого великолепия остались одни руины, но удивительно хорошо сохранились мозаики в залах !

Мозаики в Курионе - Дом Евстолиоса
увеличить

Мозаики в Курионе "Дом Евстолиоса"

Это нечто невероятное - такая красота пережила столько тысяч лет и до нас дошла практически в нетронутом состоянии, несмотря на войны, природные катаклизмы и ход времени!

Мозаика в Курионе - Дом Евстолиоса
увеличить

Мозаика в Курионе "Дом Евстолиоса"

Раннехристианская базилика

В древности на Кипре поклонялись различным богам − в первую очередь Афродите и Аполлону. Большой храм Афродиты располагался в старом Пафосе (где сейчас находится деревня Куклия). Неподалёку от Куриона находилось святилище Аполлона Гилатского. К середине IV века христианство уже набрало достаточную силу. Дополнительный толчок (пардон за каламбур) его развитию принесло землетрясение 365 года, после которого храм Аполлона был полностью разрушен. Если в более старые времена подобные храмы восстанавливали, и порой они становились более грандиозными, чем раньше, то после этого землетрясения всё поменялось. На Кипре перестали строить языческие храмы, а стали возводить новые − христианские.

Раннехристианская базилика в Курионе возле Лимассола на Кипре
увеличить

Раннехристианская базилика

Как и все достопримечательности Кипра описание приводится на греческом и английском языках.

Раннехристианская базилика табличка
увеличить

Раннехристианская базилика (описание)

В Древнем Риме базиликой называли общественную постройку, которая использовалась для проведения собраний, торговых сделок и даже судебных процессов. Начиная с 4‐го века, базилика приспосабливается к культовым нуждам христиан, и в течение многих веков будет представлять основной архитектурный тип церковного здания. Сами римляне заимствовали этот тип здания у греков.

Раннехристианская базилика вид на море
увеличить

Раннехристианская базилика (вид на море)

Дом после землетрясения. Roman Private House

План дома после землетрясения в Курионе
увеличить

План дома после землетрясения (описание)

Название в скобках − EarthQuake house (в вольном переводе "землетрясный дом") − даёт нам некоторое направление для поиска ответа. Настала пора подробнее рассказать о трагедии, произошедшей в 365 году нашей эры.

Карта землетрясения на Крите
увеличить

Карта землетрясения на Крите

Древнеримский историк Аммиан Марцеллин детально описал действие цунами, которое обрушилось на Александрию (Египет) и другие местности утром 21 июля 365 года. Особую ценность представляют свидетельства о трех фазах цунами, а именно - первоначальном землетрясении, неожиданном отступлении моря и затем гигантской волны, которая прокатилась по городу:

Сразу же после того, как прошла ночь и четко возвестила правопреемство дня свирепыми молниями, прочность земли поколебалась - она начала дрожать и трястись. Затем море отступило, но волны стремительно возвращались так, что всё исчезло в хаосе и морской пучине. Многие создания, принадлежащие морю, были выброшены на сушу, покрывая всё слизью, отбросы и мусор покрыли долины и горы полностью. Всё, что было создано, все ценности стали добычей стихии. Всё это произошло одномоментно. В это невозможно было поверить, глядя на первые солнечные лучи нового дня. Многие корабли были выброшены на берег достаточно далеко, а люди, бродившие по этому берегу, были так ничтожны - многие собирали рыбу и прочее, выброшенное на сушу. Бушующее море, казалось, было оскорблено и возвращалось снова, а суша показывалась пунктирами отмелей, встречающихся в изобилии. Оно накатывалось на острова широким потоком, расплющив несметное количество зданий в городах и где бы то ни было еще. Так возник конфликт элементов, показав, что земля может изменяться и давать чудесные знаки. Водная масса, которая вернулась, убила многие тысячи - они утонули; те, кто на скорую руку схватился за что-то тяжелое, были отброшены. Некоторые корабли после гнева стихии превратились в груду досок и затонули, а тела погибших при кораблекрушении лежали ничком или вверх лицом. Другие крупные корабли словно были перемещены ужасающими взрывами, оказывались на крышах домов, как это произошло в Александрии. В других местах их находили на расстоянии в две мили от береговой линии, как, например, лаконианский корабль около Метони, который я видел, когда проезжал мимо, зевая от долгого взора на запустение.

На Крите были разрушены практически все города. Сам остров "выперся" из воды ещё на десять метров. Александрию накрыло цунами. Куриону цунами не было страшно − как-никак расположился на 70-метровом утёсе. А вот последствия землетрясения для него стали катастрофическими. Досталось и другим городам Кипра.

Руины дома после землетрясения в Курионе
увеличить

Руины дома после землетрясения

Вернёмся к дому, у которого мы остановились. В этот момент он был полностью разрушен. Под обломками погибла семья, проживавшая там, и домашнее животное − ослик. Эта трагедия дала возможность археологам создать довольно чёткое представление о жизни в Курионе в момент его разрушения.

Можете посмотреть небольшой фильм на сайте http://www.ringofchrist.com .

В нём рассказывается история семьи, проживавшей в этом доме. В момент землетрясения мать пыталась укрыть своим телом ребёнка, а отец − их обоих. Увидим найденное в доме кольцо, подтверждающее, что христианство к тому времени уже основательно прижилось на Кипре. В итоге, фильм нас будет подталкивать к покупке золотых "копий" этих колец на их сайте, но нас это пока не должно волновать.

Римский форум

Согласно сохранившимся останкам форума, это была постройка начала 3‐го века н.э., однако некоторые архитектурные дополнения относятся к раннехристианскому периоду.

Римский форум в Курионе
увеличить

Римский форум в Курионе

В центральной точке форума изначально существовало огромное здание, используемое с конца IV века до н.э. по конец эллинистического периода. Римский форум с двух сторон имел портики с колоннадой.

Винтообразная (спиралевидная) колонна

Обратите внимание на колонну, виднеющаяся на заднем плане Римского форума. Очень необычная она. Необычность состоит в том, что колонна имеет винтообразную форму.

Спиралевидная колонна в Курионе
увеличить

Спиралевидная колонна в Курионе

Вблизи она производит ещё большее впечатление.

Винтообразная колонна в Курионе
увеличить

Винтообразная колонна в Курионе

Общественные бани

Общественные бани в Курионе
увеличить

Общественные бани в Курионе

В самой простой их форме римские бани включали в себя три помещения: холодное, теплое и горячее.

Раздевалка в Курионе
увеличить

Раздевалка в Курионе

Первое помещение, раздевалка (аподитерий) и холодная баня (фригидарий), выполняло двойную функцию. Здесь посетители снимали одежду и мылись холодной водой. Это помещение было наиболее украшенным, оно функционировало и как приемная комната, из которой люди входили в собственно баню, и в которой они собирались после окончания процедур для общения.

"Кафельный" пол − непременный атрибут тогдашних (да и современных) бань.

Кафельный пол бани в Курионе
увеличить

Кафельный пол бани

Традиция посещения холодной бани возникла по советам врачей, которые рекомендовали принимать полезные для организма холодные ванны.

Шестиугольный бассейн в Курионе
увеличить

Шестиугольный бассейн

Далее шла тёплая баня (тепидарий). Нахождение здесь помогало постепенно адаптироваться к разнице температур в холодной бане и на следующем этапе − в горячей бане.

ПарнЫе в Курионе
увеличить

ПарнЫе

Горячая баня (кальдарий, а в переводе на русский − парилка) была последним этапом всей процедуры. Так как в этом помещении была достаточная влажность, здесь можно было и париться.

От горячей бани сегодня остались только гипокаусты.

Гипокаустами называли нижние подземные помещения, проходившие под полами банных залов, где циркулировал горячий воздух, производимый горящим в очагах (префурний) огнём. Полы были приподняты и размещались на глиняных столбиках, которые изготавливались из глиняных плит, выдерживающих высокую температуру. Стены отапливались глиняными трубами или плитами, которые устанавливались на стенах с некоторым промежутком, необходимым для циркуляции воздуха.

Дом гладиаторов

Одна из вилл - Дом Гладиаторов 3 века нашей эры, имя которой происходит от названия некоторых мозаик, расположенных около главного внутреннего двора и изображающих гладиаторские бои.

Мозаика в Курионе - Битва гладиаторов
увеличить

Мозаика в Курионе "Битва гладиаторов"

Центральной частью дома был атриум. Вход был через лестницу в северо-восточной части. Оттуда открывался выход в другой, меньший атриум, соединявшийся с центральным коридором. Южная часть здания была разрушена, вероятно, во время землетрясений в 4-ом столетии нашей эры. К востоку от коридора - типичный комплекс бань.

Дом гладиаторов (описание) в Курионе
увеличить

Дом гладиаторов (описание)

Дом датирован третьим веком н.э.

Вход в Дом гладиаторов
увеличить

Вход в Дом гладиаторов

Жилище названо так потому, что там прекрасно сохранились мозаики с изображением гладиаторов.

Мозаика в Доме гладиаторов в Курионе
увеличить

Мозаика в Доме гладиаторов

На одной из них мы увидим тренировку гладиаторов,

Тренировка в Доме гладиаторов в Курионе
увеличить

Тренировка в Доме гладиаторов

а на второй − гладиаторский бой с судьёй посередине.

Мозаика гладиаторский бой с судьёй посередине
увеличить

Мозаика гладиаторский бой с судьёй посередине

Интересен ещё тот факт, что имена гладиаторов изображены прямо на мозаике. Видимо, очень уважаемые были гладиаторы.

Жилище Ахилла

Вы сможете увидеть мозаику IV века, иллюстрирующую легенду об Ахилле: чтобы помешать участию Ахилла в Троянской войне, его мать Фетида переодела сына в женское платье и спрятала среди дочерей царя Ликомеда. Однако Одиссей раскрыл обман, разложив перед ним оружие с украшениями и наблюдая за его реакцией.

Состоящий из открытого внутреннего двора с комнатами по обе стороны и портиком, Дом Ахиллеса, 4-ого столетия нашей эры, берет свое название от мозаики с изображением легендарного греческого героя. Вероятно, служивший для приема официальных гостей, дом имел и другие мозаичные полы.

Это был римский дом IV века н.э. с центральным двором‐перистилем. Многие из его комнат украшены мозаичными полами.

Жилище Ахилла в Курионе
увеличить

Жилище Ахилла в Курионе

Самой интересной является мозаика, изображающая сцену, где Ахилл раскрывает свое имя Одиссею, переодетому в купца, при дворе скиросского царя Ликомеда. Раскопки показали, что это помещение служило для приема высокопоставленных гостей.

Мозаика в Жилище Ахилла в Курионе
увеличить

Мозаика в Жилище Ахилла в Курионе

А что дальше? А дальше прохода нет − мы утыкаемся в дорогу на Пафос.

Дорога из Куриона на Пафос
увеличить

Дорога из Куриона на Пафос

Экскурсия закончена.

Время работы:

Ежедневно : 08:00 - 17:00 (Ноябрь - Март), 08:00 - 18:00 (Апрель - Май, Сентябрь - Октябрь), 08:00 - 19:30 (Июнь - Август)
Открыт круглый год
Входная плата: 1,70 евро

Аудиогид по Куриону

Месторасположение Куриона.mp3
История основания.mp3
Амфитеатр.mp3
Дом Эвстолиоса.mp3
Раннехристианская базилика.mp3
Другие архитектурные памятники Куриона.mp3

Послушать аудиогид на сайте proKipr.ru

Прочитать текст аудиогида археологический памятник Курион

Скачать текст аудиогида археологический памятник Курион в pdf

История Куриона

«Допотопная» история

Вид на море и утес в Курионе возле Лимассола на Кипре
увеличить

вид на море и утес

Сам город размещен на 70-метровом утесе. Это, разумеется, не добавляло удобств обитателям, но поминалось ими каждый раз добрым словом при визитах любителей легкой наживы. Покровителем лесов, а заодно и Куриона, был Аполлон Хилатский. Благодарные почитатели в VI веке до н.э. недалеко от города воздвигли храм в его честь. Святилище на протяжении веков многократно перестраивалось. То, которое мы видим сейчас, появилось в I в. н.э. Храм украшен изумительными коринфскими колоннами и, вероятно, был красив изнутри, но простым смертным было запрещено приближаться к алтарю, а тех, кто осмеливался сделать это, бросали со скалы в море.

Между святилищем и городом располагался стадион, где спортсмены, а с ними и около 7000 зрителей, могли наслаждаться спортивными состязаниями. Такое количество посадочных мест, кстати, говорит и о количестве жителей Куриона, потому как посещать спортивные игры в Древней Греции и принимать в них участие могли только свободные граждане мужского пола. Женщинам вход был запрещен под страхом смертной казни. Для того чтобы по глупости женской не лишаться матерей, жен и дочерей и чтобы замаскированная женщина не могла пробраться на запрещенное зрелище, древние греки придумали остроумное решение – и спортсмены и болельщики присутствовали на стадионах только в полностью обнаженном виде. Само слово «гимнастика» происходит от «гимнос», что по-гречески значит «голый, обнаженный».

А в самом городе на склоне холма, как и почти все древнегреческие театры, лицом к морю стоит знаменитый амфитеатр Куриона. Древние греки, а за ними и римляне, любили театральное искусство не меньше спорта, сами с удовольствием принимали участие в спортивных и театральных состязаниях и воспитывали в таком же духе своих детей. Таким способом реализовывалась идея учения «калакагатии» – гармонического развития личности, в котором все содержание воспитания направлялось на достижение физического и духовного совершенства.

Последние дни античности

Курион был разрушен сильнейшим землетрясением, случившимся 21 июля 365 года. Тогда пострадал весь Кипр, но Курион в особенности. Эпицентр, который пришелся на место соединения Африканской и Европейской материковых плит, располагался между Пафосом и Курионом, примерно в 35 км от камня Афродиты в сторону Куриона. Сразу за землетрясением на остров обрушилось цунами. Волны разрушительной силы стерли с лица земли крупные города острова, унеся жизни тысяч людей.

Раннее утро 21 июля 365 года стало одной из поворотных точек в истории не только Кипра, но и всего человечества, поскольку катастрофа случилась в его колыбели – Средиземноморье. Зародившись у берегов Кипра, по всей Ойкумене прошла волна мощного землетрясения, сравнивая с землей города, разрушая прекрасные античные памятники и убивая тысячи людей.

Римский историк IV века Аммиан Марцеллин, чьи сведения можно считать наиболее достоверными, описывал это грозное событие в книгах своей «Истории»: «Сразу после рассвета начались частые вспышки молний и раскаты грома. Затем земля, доселе устойчивая и неподвижная, задрожала и затряслась, и море вдруг отхлынуло, бросив назад свои волны. Морское дно обнажилось, открывая рыб и морских тварей, застрявших в тине. Горы и долины, которые были сокрыты в непроницаемой глубине со времен сотворения мира, впервые увидели лучи солнца. Лодки, столкнувшись с вновь сотворенными землями, прочно сели на мель и были покинуты. И люди странствовали бесстрашно на том малом, что осталось над водами, собирая рыбу голыми руками.

Но вскоре море вернулось с гневным отмщением. Словно обиженное своим вынужденным отступлением, оно ревело и мчалось через кипящие мели, устремляясь сквозь каждое открытое пространство и сметая несчетные здания в городах и повсюду. И среди безумия стихий измененное лицо земли являло собой невероятное зрелище. Огромные массы воды, возвращаясь, когда их менее всего ожидали, погубили, потопив, многие тысячи людей, а бешено вращающиеся воронки водоворотов, встречая на своем пути корабли, топили их. И когда бушующая водная стихия утихла, обнаружились все разрушения, и безжизненные тела жертв кораблекрушений плавали лицами кверху и книзу».

Специалисты оценивают землетрясение в Курионе в 11 баллов по 12-бальной шкале. Такое землетрясение влечет за собой изменения земного рельефа: русла рек меняют свои очертания, поверхность земли покрывается глубокими трещинами, в морях исчезают и появляются новые острова. Это была одна из крупнейших катастроф, отметившая конец эпохи языческой античности и начало эпохи христианского средневековья: разрушенные храмы древних богов более не отстраивались, а на их месте возводились христианские базилики и монастыри.

На целых 80 лет Курион опустел. Потом люди стали возвращаться на родное пепелище и стали заново отстраивать город – уже не античный, а христианский. Почти 300 лет продолжались попытки возродить былое величие, но набеги арабских пиратов довершили начатое природой. В VII веке жители окончательно покинули утес над заливом Эпископи, и древний город превратился в каменоломни, с которых брали материал для строительства других, более «удачливых» соседей Куриона.

Примечательна судьба камней Куриона, которым самой судьбой предназначено страдать от землетрясений. Печально знаменитый «археолог» Луиджи Пальма ди Чеснола, который здорово погрел руки на национальных богатствах Кипра, немало ценностей вывез за океан. Часть из них была продана Стэнфордскому университету и погибла во время калифорнийского землетрясения 1906 года. Стихия через века взяла свое!

Наши дни

Кроме охотника за артефактами в ранге консула, в Курионе работали и продолжают работать настоящие археологи. Потому что Курион – это одна из наиболее значительных кипрских археологических находок, где до сих пор в процессе раскопок обнаруживают все новые и новые сокровища древности.

Именно настоящими археологами в 1949 году был обнаружен знаменитый театр, дома Ахиллеса и Гладиаторов, славные своими роскошными напольными мозаиками, до сих пор не потерявшими свежести красок. В 1961 году амфитеатр почти полностью отреставрирован и теперь в нем проходят фестивали древнегреческого театрального искусства International Festival of Ancient Greek Drama. Снова среди ничего не забывающих скал падают мерные ритмы гекзаметра, и разворачивается действие трагедий Эсхилла, Софокла и Эврипида.

Автор: Игорь Балтийский

Секреты древнего Куриона

С необычными изображениями свастики и рыбы я столкнулась в Курионе, замечательном музее под открытым небом. Раскопки города Курион открыли не только развалины когда-то стоявшего на вершине и процветавшего много веков назад города, но и целый пласт истории.

Там, разглядывая руины каменных стен, купален и залов когда-то большого и богатого дома, так называемого "Дома Евстолиуса", очень удобно для обозрения прикрытого изогнутым деревянным навесом, я заметила в напольной мозаике знакомое изображение рыбы и тут же, неожиданно для себя, изображение свастики. Знала, конечно, что этот символ происходит из Индии, Центральной и Восточной Азии. Но удивительно и неожиданно было встретить его здесь. Захотелось узнать больше, и вот какие сведения удалось собрать.

Оказывается, этот символ присутствовал на древних монетах Кипра и Крита. Форма свастики на одной из мозаик выглядела как двойная спираль, что, как я позже узнала, символически изображает единство и баланс противоположных начал - мужского и женского, инь и ян. В морских цивилизациях, к которым принадлежал и народ Кипра, мотив двойной спирали также обозначал отношения, связывающие противоположности, и был знаком Верхних и Нижних вод, а кроме того изображал процесс возникновения жизни. Другое название свастики - "гаммадион" - представляет этот символ в виде связки из четырех греческих букв "гамма", первой буквы в имени богини Земли Геи.

Свастика - это древний солярный знак, один из самых архаичных знаков - указатель видимого движения Солнца вокруг Земли и деление года на четыре сезона. Изначально свастика понималась как символ четырех основных сил, четырех сторон света, стихий, времен года. Если посмотреть внимательно на изображение свастики из Куриона, несложно заметить, что символы, вплетенные в орнамент, не одинаковые, они как бы зеркально отражаются, и это не декоративный мотив, а глубокая философская идея движения мира в двух направлениях - по часовой стрелке и против. Подобно известному символу инь-ян, свастика тоже является дуальным, двойным знаком, который имеет разный смысл в зависимости от направления: вращающаяся по движению часовой стрелки свастика представляет мужскую энергию, против часовой - женскую, иллюстрируя вечное противостояние положительного и отрицательного, которые, тем не менее, являются единым целым.

Свастика - слово, составленное из двух санскритских корней: существительного "благо" и глагола "быть" или "состоять", т.е. "благо-состояние", "благо-получие'. Есть и другое толкование для этого слова: санскритское "су' - "Солнечная птица" и Астика - божество времен года. Как благоприятный знак, свастика изображается в виде креста с загнутыми под углом или овально (в направлении движения часовой стрелки) концами. Такой символ означает концентрацию, "завинчивание" энергий, удержание потока физических сил с целью управления низшими силами. Правосторонняя свастика воспринимается как знак господства над материей и управление энергией.

Левостороння свастика, напротив, означает выход из-под контроля физических сил и инстинктивных побуждений, разрушение баланса и гармонии и создание препятствия для действия высших сил. При этом направлении движения отдается предпочтение механической, земной стороне, исключительному стремлению к могуществу материи. Закрученная против часовой стрелки свастика представляется также символом черной магии и негативных энергий. В конце XIX века никому не известный мальчик Адольф Гитлер, ученик школы бенедиктинского монастыря в Ламбахе, входил каждый день в монастырские ворота, украшенные свастикой. К слову сказать, именно левосторонняя свастика стала эмблемой Третьего рейха - однако фашисты позаимствовали ее не из христианской культурной традиции, а древнеиндийской, считая себя потомками древних ариев, в их представлении - высшей расы человечества.

В Индии свастика издревле считалась солярным, солнечным знаком - символом жизни, света, щедрости и изобилия и была связана с культом бога Агни, чье имя сохранилось в славянских языках в наименовании огня. Именно в форме свастики делался деревянный инструмент для добывания священного огня трением. Его плашмя клали на землю, углубление в середине служило для стержня, который вращали до появления огня, возжигаемого на алтаре божества. Свастика была высечена во многих храмах, на скалах, на древних памятниках Индии. Да и сегодня в Индии этот знак пользуется огромной популярностью.

Знаменитый польский путешественник и писатель Антоний Фердинанд Оссендовский, знаток Сибири и Дальнего Востока, утверждал, что Чингисхан носил на правой руке перстень с изображением свастики, в которую был вправлен великолепный рубин - солнечный камень. Якобы потом этот перстень оказался у монгольского наместника, на руке которого он и видел его в двадцатых годах прошлого века. Конечно, принадлежность перстня великому завоевателю больше похожа на легенду, но факт остается фактом - в среде высшей восточной знати еще в прошлом веке знак свастики пользовался большим уважением.

От древних индийцев символ свастики был позаимствован эзотерическим буддизмом. В этом религиозном учении свастика называется "Печатью сердца" и, по преданию, она находилась на сердце Будды. Ее изображение буддисты кладут на сердце посвященных после их смерти. Вместе с буддизмом свастика проникла из Индии в Китай, Тибет, Сиам и Японию. На одной из буддийских свастик каждая лопасть креста заканчивается треугольником, указывающим направление движения и увенчанным аркой ущербной луны, в которой как в ладье, помещается солнце. Этот знак представляет собой знак мистической арбы, называемый также молотом Тора: аналогичный крест был найден Генрихом Шлиманом при раскопках Трои - не так и далеко от Кипра.

При раскопках на острове Крит обнаружили изображение закругленной свастики из растительных элементов. Затем свастика в преображенном виде превратилась в Мальтийский крест из четырех сходящихся в центре треугольников. Неудивительно, что в раннем христианстве этот популярный символ тоже нашел применение: его называли гаммированным крестом, то есть составленным из букв "Г". До конца Средних веков свастика считалась одной из эмблем Христа наряду с рыбой и другими.

В Курионе свастика изображена на мозаичном полу когда-то роскошного дома, скорее, даже, дворца - орнамент, в котором многократно повторяются свастики, обрамляют прекрасно выполненные изображения птиц и рыб и надпись с именем Христа. Случайно ли такое соединение символов?

"Входи же на удачу этого дома" - выложено мозаикой при входе в дом Евстолиуса - достоверно неизвестно, правда, в самом ли деле этот дом принадлежал Евстолиусу - человеку, который и в самом деле жил некогда в Курионе.

Дом Эвстолия. Мозаика с приветственной надписью
увеличить

Мозаика с приветственной надписью

Этот человек похвалился в надписи, датированной концом IV века, что он пожертвовал собственные бани и пристройки к дому горожанам, пострадавшим от землетрясения, дабы не оставлять сограждан в "презренном страдании" - а в раскопанном археологами богатом доме бань действительно было несколько, устроенных по всем правилам инженерного искусства - с подогреваемыми полами, керамическими водопроводами и канализацией, к тому же украшенных высокохудожественными мозаиками. Как бы там ни было, дом этот, несомненно, принадлежал христианину, уважавшему религиозную символику и с пиететом относившемуся к имени Христа. Правда, и языческих изображений в доме тоже достаточно - и среди них великолепно выполненный портрет молодой женщины, подписанный словом "KTICIC" - "Творение", помещенный, по всей видимости, в длинном коридоре или в зале дома. А следом за портретом - настоящий каменный ковер из множества переплетенных свастик:

Мозаика Творение в Доме Евстолиоса
увеличить

Мозаика Творение в Доме Евстолиоса

Вполне возможно, не встреть я этот символ, прошла бы мимо, скользнув взглядом по одной из бесчисленного множества исторических реликвий острова - но знак свастики неожиданно остановил и заставил задуматься. Наверное, это и есть встреча с живой историей, позволяющей представить ее не в виде дат и имен царей и полководцев, а как бы погрузиться в то время, прочувствовать. Жаль, конечно, что у русских этот символ вызывает исключительно отрицательное отношение, поскольку воспринимается знаком вероломного и жестокого врага, а о его ином значении и происхождении люди обычно не задумываются - но момент истины всегда наступает. Стоит лишь самому пристально всмотреться в исторические памятники, положив руку на древние камни.

Другие достопримечательности вокруг Куриона

Стадион, относящийся ко 2-му веку нашей эры, расположен вне основных раскопок Куриона, на расстоянии 1 км в западном направлении, по правую сторону дороги на Пафос. Глубокое впечатление производит также святилище Аполлона Хилатеса, расположенное приблизительно в 2.5 км к западу от древнего города.


Посещение этой и других достопримечательностей Кипра Вы можете
заказать
с индивидуальным гидом



Кипрский флагCY +357-96-38-39-40      Российский флагRU +7 965 2 38-39-40      Украинский флагUA +38-073-738-39-40     WhatsApp WhatsApp     Messenger Messenger     Отправить сообщение Сообщение     email 24glo.ru@gmail.com

ГлавнаяКонтакты
Copyright © 24GLO LTD ® 2004-2024. All rights reserved.